?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Су-30 против "Раптора"


Первая официально признанная встреча Су-30МКМ и F-22A состоялась в 2014 году в Малайзии. В учениях «CopeTaufan 2014» были задействованы четыре Су-30МКМ из 11-й эскадрильи Королевских ВВС Малайзии и шесть F-22A из 19-й и 199-й эскадрилий дислоцированного на Гавайях 154-го истребительного авиакрыла ВВС США. Как обычно на подобных учениях, обязательными стали воздушные бои по сценариям один на один и пара на пару.

Эти учения вызвали огромный интерес в авиационных кругах всего мира. Однако ни одна из сторон, принимавших участие в «CopeTaufan 2014», официальной информации о результатах боев не предоставила. Тем не менее спустя всего месяц после завершения учений в прессе появились утечки о «сбитых» малазийцами «Рэпторах». Небольшая заметка о воздушном бое Су-30МКМ с «Рэптором» была опубликована в малазийском журнале Life&Times в конце июля 2014 года:

– «Mogwai» (позывной летчика Су-30МКМ) обнаружил противника правее себя. Самолеты сближались со скоростью примерно 900 узлов (1665 км/ч). Истребители разминулись очень быстро, но «Mogwai» инстинктивно отклонил ручку на себя и вбок, введя свой огромный истребитель в левый вираж. Перегрузка вдавила летчика в кресло, он вытягивал шею, старясь не потерять противника из виду. В прицеле появился силуэт истребителя ВВС США Локхид Мартин F-22A «Рэптор». Летчик постоянно работал РУДами, все время «Mogwai» визуально фиксировал противника, но одним глазом следил за значением скорости, которое высвечивалось на ИЛСе. На вираже Су терял скорость и энергию, а «собачья схватка» всегда требует постоянного контроля за энергией.

– Два истребителя вели классический бой в горизонтальной плоскости на высоте 4600 м над полигоном Грик (Grik), Перак (Perak). «Mogwai» и «Smegs» (позывной оператора СУВ) пилотировали новейший и самый совершенный многоцелевой истребитель ВВС Малайзии – Сухой Су-30МКМ «SuperFlanker». Сопла двух двигателей Люлька АЛ-31ФП отклонились на сумасшедший угол, и «Mogwai» начал задирать нос своего истребителя в направлении центральной части фюзеляжа «Рэптора».

– «Mogwai» видел перед собой «Рэптор», который также оснащен системой отклонения вектора тяги, но только в одной, вертикальной плоскости. На ИЛС появилась символика «захвата» малозаметного самолета. Теперь «Mogwai» ждал, когда в наушниках раздастся звуковой сигнал, разрешающий применение оружия, или цель будет обрамлена маркой для прицельной стрельбы из пушки.

– В этом бою один на один допускалось использование только УР малой дальности и пушек. Вооружение «Рэптора» состояло из УР AIM-9M «Сайдуиндер» и бортовой шестиствольной пушки М-61А «Вулкан» калибра 20 мм. «SuperFlanker» нес суперманевренные УР Р-73, кроме того, на Су-30МКМ имелась одноствольная 30-мм пушка ГШ-301.

– Это была уже вторая после взлета с авиабазы ВВС Малайзии Баттеруорт схватка… В первой удача сопутствовала парням из кабины «сухого». Поскольку в баках обоих истребителей после первого боя оставалось достаточно топлива, руководитель учений разрешил еще одну схватку…

– В момент, когда «Mogwai» уже готовился стрелять из пушки, летчик «Рэптора» накренил самолет и одновременно задрал нос, выполняя маневр с большой перегрузкой. С крыльев «Рэптора» срывались хорошо видимые жгуты завихрений воздуха. Американец включил форсажи, из сопел двигателей F-119 вырвалось голубое пламя. Он пошел вверх практически вертикально, подобно тоскующему по небу ангелу.

– Pacak! Pacak! Diapacak, bai! – закричал «Smegs». «Pacak» на жаргоне летчиков ВВС Малайзии означает «иди вверх». «Mogwai» опоздал на доли секунды. «Рэптор» успел разогнаться раньше, чем «Mogwai» двинул РУДы в положение «Зона 5», включение форсажей. «Рэптор» было уже не догнать.

– После полета летчики ВВС Малайзии поделились с Life&Times своими впечатлениями от двухнедельных учений «CopeTaufan». «Объективно в подобных учениях не бывает победителей или проигравших. Для нас важнее приобрести новый опыт… Они (учения) позволяют проверить качество нашей подготовки и организации полетов», – сказал пилот «SuperFlanker». Летчики-истребители при планировании воздушных боев используют диаграммы энергии/маневренности [energymanoeuvringcharts, EMcharts]. «У нас есть EMcharts для F-15, но мы ничего не знали о «Рэпторе», поскольку такая информация является чрезвычайно секретной. Теперь мы кое-что узнали и способны планировать бои с учетом недостатков этого истребителя», – добавил летчик «Сухого».

– Возможность сойтись лицом к лицу с единственным в мире истребителем 5-го поколения, который состоит на вооружении, вызвала у летчиков ВВС Малайзии ажиотаж. Многие хотели проэкзаменовать этот истребитель. Хотя результаты учений засекречены, известно, что несколько малазийских летчиков отменно проявили себя в схватках с «Рэптором»... Если с F-15 пилоты ВВС Малайзии уже встречались на предыдущих учениях, то «CopeTaufan 2014» стали первым случаем появления «Рэпторов» в Юго-Восточной Азии.

По итогам участия индийских истребителей Су-30МКИ в международных учениях можно сделать ряд важных выводов.

В боях за пределами визуальной видимости Су-30МКИ как минимум не уступает любому западному истребителю поколения «4» и «4+» даже в условиях, когда противник использует самолеты AWACS.

В боях в пределах визуальной видимости Су-30МКИ побеждает за счет сверхманевренности, которую обеспечивают двигатели с управляемым вектором тяги и более совершенная система управления самолетом. Единственным серийным истребителем, способным противостоять Су-30МКИ в ближних боях, потенциально остается F-22A «Рэптор».

При этом вероятность вступления в «собачьи схватки» остается высокой даже при наличии ракет большой дальности. На «CopeIndia 2004» были зафиксированы случаи, когда станции постановки помех старых индийских истребителей МиГ-21-93 ослепили БРЛС американских истребителей F-15, после чего альтернативы ближнему бою просто не осталось.



Еще один важный фактор, объясняющий высокую боевую эффективность Су-30МКИ – экипаж из двух человек. Штурман-оператор не занят пилотированием истребителя, а значит, все свое внимание может сконцентрировать на воздушном бое. Дальность прямой видимости при ясной погоде на средних и больших высотах весьма велика и зачастую превышает дальность пуска ракет «воздух-воздух» малой дальности. К примеру, на учениях «RedFlag 2008», которые проводятся над пустыней в условиях отменной видимости, тренированные летчики эскадрилий «агрессоров» ВВС США визуально обнаруживали истребители F-15 на удалении 25–30 км, то есть на дальностях пуска ракет средней дальности. В боях на средней дистанции, особенно групповых, штурман-оператор берет на себя анализ ситуации и корректировку действий летчика.

Еще одним преимуществом Су-30МКИ остается чрезвычайно мощный радар Н011 «Барс». Англичане и американцы на всех без исключения совместных учениях предпринимали попытки «снять» параметры работы БРЛС Н011, для чего использовались наземные и авиационные средства радиотехнической разведки. По оценкам индийских летчиков, БРЛС Н011 превосходит установленную на «Тайфуне» БРЛС CAESAR. Это выявилось в 2015 году на учениях «Indradanush 2015» в Великобритании. Благодаря наличию системы обмена информацией возможно выполнение ракетной атаки в «полутихом» режиме. В этом случае атака выполняется минимум парой Су-30МКИ. Один самолет обнаруживает и сопровождает цель своей БРЛС, второй выполняет пуск ракет, не выдавая своего местоположения работой радара на излучение. Следует также отметить, что, по заявлению гендиректора НИИП им. Тихомирова Юрия Белого, возможности «Барса» можно существенно увеличить за счет установки 5-кВт передатчика вместо сегодняшнего, имеющего мощность 1 кВт.

Результаты учений, при всей их важности, лишь фиксируют текущее положение вещей. При этом огромное значение имеет постоянное наращивание возможностей существующих авиационных комплексов. В этом плане платформа Су-30МКИ дает огромные возможности. Истребители еще только приближаются к середине жизненного цикла и имеют неисчерпаемый модернизационный потенциал.

Последние по времени такие учения – «RedFlag Alaska» состоялись в период с 16 апреля по 14 мая 2016 года в самом северном штате США. Участники отрабатывали задачи развертывания авиационных группировок, ПВО и поддержки действий наземных сил.

Индию на Аляске представляли 10 самолетов, в том числе 4 истребителя Су-30МКИ. В группировках, состоящих из истребителей F-16, F-15, F/A-18 и F-22A, индийские «сушки» играли как за нападающую, так и за обороняющуюся сторону.

Силы «красных», решающих оборонительные задачи, включали эскадрилью «агрессоров» на самолетах ВВС США F-16. «Синие» на самолетах F-15, F-16, F-22, F/A-18, Су-30МКИ и Jaguar отрабатывали действия атакующей стороны. В другом эпизоде учений Су-30МКИ, выступая за «красных», выполняли задачи совместно с F-16 (первый опыт такого взаимодействия). Некоторые эксперты считают этот эпизод составной частью программы продвижения F-16 и F/A-18 в Индию.

Согласно пресс-релизу индийского Минобороны, самолеты ВВС Индии в учениях действовали «исключительно хорошо». Любопытна также оценка заместителя командира 354-го истребительного крыла ВВС США полковника Уильяма Калвера: «ВВС Индии продемонстрировали исключительный уровень подготовки», все 10 индийских самолетов в течение всех четырех недель пребывания в США были на 100% готовы к выполнению задания и каждый день участвовали в полетах в соответствии с запланированным расписанием.

Полностью http://vladimir-krm.livejournal.com/3985289.html#t20473225
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
livejournal
Sep. 3rd, 2016 09:29 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal Беларуси! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
pdwq
Sep. 3rd, 2016 11:31 am (UTC)

По сравнению с НР-30 того же калибра ГШ-30-1 обладает вдвое большей скорострельностью и массой залпа при на треть меньшем весе. Но эта артиллерийская система имеет и большую отдачу — 8 т, из-за чего в начале эксплуатации МиГ-29 при стрельбе отмечались случаи отказов оборудования, «выбиваемого» сотрясениями. Живучесть пушки была назначена равной 2000 выстрелов, однако с оговоркой ведения огня очередями ограниченной длины — не более 35—40 выстрелов. В эксплуатации выяснилось, что расходование всей ленты даже такими очередями (именуемыми для ГШ-30-1 «длинными», в отличие от рекомендуемых «коротких» по 7—15 патронов) и при предписанных кратких промежутках между ними для охлаждения сопровождается чрезмерными нагрузками на ствол с его термопластическим износом. Следствием становилось полное исчерпание живучести ствола, «плывущего» после отстрела одного полного боекомплекта пушки на истребителе. Одним из способов преодоления перегрева стало увеличение временных перерывов-отсечек между очередями, предусмотренных логикой системы управления огнем и позволяющих стволу «отдозпгуть» в течение нескольких секунд перед возобновлением стрельбы (пушка при этом время от времени прекращает стрельбу, хотя боевая кнопка остается нажатой).

Имели место и другие неприятности, связанные с интенсивными тепловыми нагрузками при стрельбе, из-за чего случались разрывы снаряда в казеннике, в том числе и по прошествии времени по окончании стрельбы, когда постепенно распространявшиеся тепловые потоки от ствола добирались до патронника. В одном таком случае в июне 1986 г. снаряд в пушке взорвался в полете уже при возвращении самолета на аэродром, разворотил часть крыла и вывел из строя левый двигатель МиГ-29. Летчик сумел сесть на одном двигателе, предоставив специалистам возможность разобраться в дефекте. Для его преодоления пришлось также ограничивать допустимую длину непрерывных очередей, чтобы устранить возможность перегрева.

Источник: Журнал Техника и Вооружение №5 2010 г. В.Марковский "Оружие ближнего боя"
pdwq
Sep. 3rd, 2016 11:34 am (UTC)
М61А1 Вулкан имеет ресурс 20 тыс выстр (на порядок больше), более высокую скорость снаряда (что важно для воздушного боя) и гораздо более высокую скорострельность (что очень важно для воздушного боя), практически на порядок. Что к тому же дает и преимущество по массе секундного залпа (одна из основных характерисстик аыиапушки).
mir_mag
Sep. 3rd, 2016 11:36 am (UTC)
все это читал
на самом деле сниженеие скорострельности при проектировании МиГ-29 был намеренный шаг. Про ресурсы -вообще не о чем.
Замена да и все дела -мелочи .
Vlad Pugachev
Sep. 3rd, 2016 04:31 pm (UTC)
ну тогда гш 6-23 это просто монстр, согласно твоей логики.
Что касается ресурса, то натовцы давно используют пластмассовые ведущие пояски, а в России ружья кирпичом чистят только начали вместо меди пластмассу применять.
mir_mag
Sep. 3rd, 2016 04:34 pm (UTC)
логика не моя. нам так объясняли в ВУ. Но. Насколько я понимаю тему- есть некая вероятность поражения и если она достаточна то правильно ограничивать длину очередей. опять же -боезапас это вес. пушка- не основное оружие истребителя. Я не оружейник. Отец был оружейником.
pdwq
Sep. 3rd, 2016 04:37 pm (UTC)
пишут, что вроде как 6-23 и 6-30 сейчас запрещено использовать, т.к. от их стрельбы портится самолет
mir_mag
Sep. 3rd, 2016 04:38 pm (UTC)
ну там угрозы понятые- трещит силовой набор,пдюс опасность помпажа.

Edited at 2016-09-03 04:38 pm (UTC)
pdwq
Sep. 3rd, 2016 04:41 pm (UTC)
амеры не только ведущие пояски из пластика используют, но еще и беззвеньевое питание. Вы почитайте у Марковского, сколько интересной работы нам дало звено :) Не удивлюсь, если на нем защитились десятки а то и сотни человек.
Звено кроме того надо собирать, контролировать и использовать не более 5 раз.

Edited at 2016-09-03 04:56 pm (UTC)
Vlad Pugachev
Sep. 3rd, 2016 05:13 pm (UTC)
Ну на GAU-8 и Вулкане гильзы алюминиевые. Что касается звена, то тут конечно застряли в прошлом.
ЗЫ. АСП изучал факультативно,ну и потом для общего развития, так что ни разу не спец.
livejournal
Sep. 3rd, 2016 01:19 pm (UTC)
ХРОНИКИ ПИКИРУЮЩЕГО ПИНДОСТАНА-237
Пользователь arcver сослался на вашу запись в своей записи «ХРОНИКИ ПИКИРУЮЩЕГО ПИНДОСТАНА-237» в контексте: [...] Су-30 против "Раптора" [...]
koldoblin
Sep. 3rd, 2016 04:15 pm (UTC)
F119 в тексте откуда?
mir_mag
Sep. 3rd, 2016 04:38 pm (UTC)
в каком месте ?
pdwq
Sep. 3rd, 2016 04:58 pm (UTC)
Это же двигатель F-22?
mir_mag
Sep. 3rd, 2016 04:58 pm (UTC)
так яи уточняю где в тексте
pdwq
Sep. 3rd, 2016 05:11 pm (UTC)
"Американец включил форсажи, из сопел двигателей F-119 вырвалось голубое пламя."

PS: на всякий случай уточню, что первоначальный вопрос про эти двигатели писал не я. Я тут не вижу ни какого криминала...
mir_mag
Sep. 3rd, 2016 05:13 pm (UTC)
а ну да. пропустил.Да это движки. Очень хорошие движки .
livejournal
Sep. 3rd, 2016 04:43 pm (UTC)
ХРОНИКИ ПИКИРУЮЩЕГО ПИНДОСТАНА-237
Пользователь arcver сослался на вашу запись в своей записи «ХРОНИКИ ПИКИРУЮЩЕГО ПИНДОСТАНА-237» в контексте: [...] Су-30 против "Раптора" [...]
livejournal
Sep. 4th, 2016 11:59 am (UTC)
BY : Вся Беларусь : Лучшие посты за вчера
Пользователь ljrobot сослался на вашу запись в своей записи «BY : Вся Беларусь : Лучшие посты за вчера» в контексте: [...] 0 против "Раптора" [...]
livejournal
Sep. 4th, 2016 02:15 pm (UTC)
Су-30 против "Раптора"
Пользователь observer69 сослался на вашу запись в своей записи «Су-30 против "Раптора"» в контексте: [...] Оригинал взят у в Су-30 против "Раптора" [...]
(Anonymous)
Sep. 5th, 2016 05:47 am (UTC)
встреча Су-30МКМ и F-22A
кому нужны эти дурацкие статейки
( 21 comments — Leave a comment )

Profile

mir_mag
mir_mag

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com