?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



В марте этого года главком ВКС России намекнул на начало разработки отечественного истребителя шестого поколения. Однако на данный момент о новой боевой машине не известно практически ничего. Какими характеристиками должны обладать передовые отечественные самолёты и кто является их потенциальными противниками в воздушном бою - RT изучил рынок вооружений ведущих авиационных держав мира.




Споры о перспективах шестого поколения истребителей не затихают с марта этого года, после того как главком Воздушно-космических сил генерал-полковник Виктор Бондарев заявил, что работы по созданию таких истребителей уже ведутся в России.

«Если мы сейчас остановимся, то остановимся уже навсегда. Идут работы и шестого, и, наверное, седьмого поколения. Много говорить не имею права», — заявил главком

Главная интрига заключается в том, что информация об облике и функционале истребителя будущего крайне скудна.

В настоящий момент пятое поколение истребителей представлено единственным самолётом, состоящим на вооружении ВВС США: F-22 Raptor. Лётные испытания проходят ещё пять истребителей: ПАК ФА (Россия), F-35 (США), J-20 (Китай), J-31 (Китай) и Mitsubishi ATD-X (Япония)
( F-35 (США) - поступает на вооружение - МирМаг)



Условные поколения

Поколениями авиационной техники именуют совокупность летательных аппаратов, обладающих сходными боевыми и техническими возможностями. Общепринятых требований к категорийности нет, они являются условными.

Впрочем, большинство специалистов выделяют шесть поколений истребителей.

Нулевое, включающее реактивные самолёты, созданные в конце войны и в первые послевоенные годы, такие как Gloster Meteor, Me.262, Lockheed F-80 Shooting Star, De Havilland DH.100 Vampire, МиГ-9 и Як-15. Эти машины имели дозвуковую скорость, прямое крыло и пулемётно-пушечное вооружение.

Первое поколение — стреловидное крыло, околозвуковая скорость, использование неуправляемых ракет как вспомогательного вооружения. К этому поколению относят Миг-15, Ла-15, МиГ-17, F-86, F-105.



Второе — сверхзвуковая скорость, РЛС в качестве штатного оборудования, возможность дозаправки в полёте, ракеты в качестве основного вооружения: Lockheed F-104 Starfighter, Saab 35 Draken, F-4 Phantom, Dassault Mirage III, МиГ-21.

Третье поколение истребителей: радары повышенной мощности, использование ракет большой и средней дальности, многорежимность полёта — МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, Dassault Mirage F1, Saab 37 Viggen, Mitsubishi F-1.
(МиГ-25 - самолет все-таки второго поколения МирМаг)



Четвёртое — улучшенные манёвренные характеристики (неустойчивая аэродинамическая схема), двухконтурные турбореактивные двигатели с пониженным расходом топлива, управляемое вооружение, применение композиционных материалов: Су-27, МиГ-29, МиГ-31, Grumman F-14 Tomcat, F-15 Eagle, F-16 Fighting Falcon, Dassault Mirage 2000.



Некоторые специалисты выделяют поколение 4+, 4++, принадлежность к которым определяют сверхманёвренность, радары с фазированной антенной решёткой, сниженная стоимость эксплуатации, многофункциональность, малозаметность для РЛС благодаря использованию радиопоглощающих материалов и покрытий: Су-30, Су-33УБ, Су-34, Су-27СМ2, Су-27М, Су-35С, Су-37, МиГ-31БМ, МиГ-35, F/A-18E/F Super Hornet, F-15E Strike Eagle, Dassault Rafale.

Напомним, пятое поколение представлено сегодня единственным самолётом, принятым на вооружение в ВВС США, — F-22 Raptor, а также несколькими перспективными разработками.



Гиперзвуковой глобальный патруль

Руководитель дирекции программ военной авиации Объединённой авиастроительной корпорации Владимир Михайлов отметил, что истребитель шестого поколения, который, по его словам, планируется поднять в воздух до 2025 года, сможет выполнять полёты на гиперзвуковой скорости.

Хотя Михайлов отметил, что требования к шестому поколению ещё не сформулированы, ряд экспертов полагают, что эти истребители смогут преодолевать порог в 5Мах (сегодня самые скоростные модели развивают скорость порядка 3Мах). Крейсерская скорость (без включения форсажа) будет сопоставима с сегодняшними форсажными скоростями, то есть будет не меньше 2Мах.

При этом машины должны быть экономичными, чтобы без дозаправки совершать максимально дальние полёты, осуществляя глобальное патрулирование.

Опциональное пилотирование

Главком ВКС отметил, что самолёт шестого поколения разрабатывается как в пилотируемом, так и в беспилотном вариантах.

В пользу беспилотника, работающего в автоматическом режиме или управляемого дистанционно, говорит то, что робот более устойчив к запредельным перегрузкам, чем человеческий организм.

С другой стороны, есть мнение, что ни один компьютер не способен управлять истребителем, а уж тем более вести воздушный бой так, как это делает человек. Так что реализовываться будут оба подхода.



Одним из основных требований является универсальность создаваемого аппарата — он должен наносить удары как по воздушным, в том числе и малоразмерным, так и по наземным и морским целям, действовать как перехватчик, бомбардировщик и штурмовик. Предполагается, что основой комплекса вооружения станут гиперзвуковые ракеты.

Важным критерием самолёта будущего станет его малозаметность, существенно превышающая сегодняшний уровень технологий «стелс», неспособный обеспечить надёжную защиту от новейших систем ПВО.



Предполагается, что перспективные машины будут очень эргономичными, крыло самолёта, как считают специалисты, большей частью вмонтируют в фюзеляж. Высока вероятность, что в основу истребителя ляжет концепция «летающее крыло».

Этот самолёт должен быть сверхманёвренным, способным сохранять управляемость и устойчивость на закритических углах атаки и при высоких перегрузках. Соответственно, планер истребителя шестого поколения нужно делать высокопрочным за счёт широкого применения композиционных материалов.

А что у них?

В США в ноябре 2010 года Центр авиационных систем Пентагона предложил разработчикам представить концепции боевого самолёта шестого поколения.

Согласно обнародованным данным, новый истребитель под названием F-X должен поступить на вооружение ВВС и ВМФ США после 2030 года.

Многие требования американцев к самолёту будущего совпадают с российскими. Однако есть и совершенно иные подходы. Один из них — применение мощных аккумуляторов и электромоторов. Этот своеобразный гибрид будет использовать преимущества скорости реактивного двигателя и электрогенераторы для питания энергетического оружия и полёта на малых скоростях.

Основой оружейного комплекса самолёта, который пока представлен только в виде весьма приблизительной концепции, предполагается боевой лазер.


Ведь даже самые современные мощные лазеры имеют КПД где-то на уровне 33%. А две трети затраченной энергии превращаются в избыточное тепло, которое ещё более усложняет проблему малозаметности и остро ставит вопрос распределения тепловой нагрузки.

В настоящий момент, согласно сообщениям СМИ, наиболее продвинулись разработки компаний Lockheed и Boeing.

Но в целом сегодня есть только приблизительные концепции, а также множество проблем в их реализации с не совсем ясными путями решения.

«Мыльный пузырь»

Любая боевая техника создаётся для решения вполне конкретных боевых задач, для борьбы с определённым противником. И новое поколение вызывают к жизни усложняющиеся боевые задачи, требующие принципиально новых способов их решения.

«Возникает вопрос: с кем анонсированный истребитель шестого поколения должен бороться, кто его противник? Если его противник F-22 Raptor или F-35, то для борьбы с ними и создаётся ПАК ФА, который сегодня представляет из себя около десятка опытных образцов, каждый из которых отличается от другого некоторыми элементами оборудования, комплексами бортового вооружения. Вначале этот проект надо довести, запустить в серию, провести войсковые испытания, обкатать, изучить все недостатки.

Только когда появится общая ясность с очертаниями пятого поколения, можно будет что-то говорить о шестом», — считает Алексей Рамм.




https://russian.rt.com/article/311648-siluet-buduschego-kak-i-protiv-kogo-budut

Материал достаточно попсовый, но полезный .ММ.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 29 comments — Leave a comment )
livejournal
Jul. 10th, 2016 04:28 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal Беларуси! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
detonator666
Jul. 10th, 2016 04:40 pm (UTC)
Поколения на самом деле размыты.
Так, например, двухконтурный двигатель впервые появился на истребителе 3-его поколения "Вигген" JA-37.
Интегральная компоновка (один из основных признаков поколения 4) на "Дракен" JAS-35, который можно условно причислить к поколению 2+.
Наличие ЭДСУ, как важнейшего признака самолётов поколения 4, не коснулось МиГ-29,31, F-14,15. Туда же и способность к выполнению активного маневрирования с большими перегрузками, кое было сильно ограничено или вообще не возможно на МиГ-31 и первых модификациях F-14.
В тоже время, истребитель 3-его поколения МиГ-23МЛ/МЛД вообще ничем не уступал первым модификациям истребителя 4-ого поколения МиГ-29, F-15,16,18, Мираж 2000.
Истребитель EFA, как и Rafale изначально позиционировались, как истребители 5-ого поколения. Но даже спустя четверть века с момента их создания, они до сих пор не дотягивают до звания 4+.
Недоросток F-22 показывает сверхманёвренность, малозаметность, АФАР, но не обладает главным признаком самолёта 5-ого поколения - способности вести сетецентрическую войну, в отличии от F-35.
Концепция последнего вообще указывает нам вектор, когда пилотируемый самолёт не обязательно должен быть сверхманёвренным. Вместо того, что бы пердеть и задыхаться на 9g, пилот этого самолёта решает вопрос движением головы и передачей инициативы по перехвату другим средствам на поле боя.
А сама концепция F-35, очень похожа на условно пилотируемый самолёт. Не зря же пиндосы не хотят передавать исходные коды даже ближайшему своему союзнику и покупателю самолёта - Израилю. Это может говорить только об одном - вероятно, в исходный код мозгов F-35 вшита возможность дистанционного управления. Т.е. перехват управления через какую-то глобальную сеть, которой, пмсм может являться система "Eagis"(Иджис), проявившая себя, как система ПВО/ПРО корабельных группировок крайне отвратительно, зато распространена по всему шарику.

Что касается истребителя 6-ого или даже 7-ого поколения, тот встаёт вопрос иного рода, а именно способность Государств вести войну такими средствами.

Ещё во время IIМВ перед управлениями армиями встал интересный вопрос: Что бомбить? Завод, где выпускаются истребители/танки/суда или же заводы по производству шарикоподшипников? Это УЖЕ ТОГДА!
А сейчас, когда в производственный цикл включены сотни смежников, а на сборку самого истребителя требуется чуть ли не год, войну априори выигрывает тот, кто обладает заведомо большим резервом готовой техники. Это война на истощение.
При нынешнем уровне развития средств ПРО,ПВО,РЭБ, глобальная война продлится каких-нибудь пол года. А дальше?
Если страны-участницы военного конфликта применят ещё и ОМП, то тогда продолжение войны будет включать в себя войну тупой ствольной артиллерии, ручного автоматического оружия и мин. Про авиацию можно будет забыть. От слова "ВООБЩЕ".
Авиация останется у тех стран, кто будет юзать дизельные моторчики на деревянных самолётах. Но это всё.

Так что будущее авиации следующих поколений действительно весьма туманно.
mir_mag
Jul. 10th, 2016 04:47 pm (UTC)
Re: Поколения на самом деле размыты.
есть почти безальтернативный признак поколений . по крайней мере для истребителей- температура перед сопловым аппаратом турбины.
detonator666
Jul. 10th, 2016 05:03 pm (UTC)
Re: Поколения на самом деле размыты.
Ну, это признак принадлежности к поколению, скорее касаемо самих двигателей. А собранный аппарат, либо выполняет, поставленные перед ним задачи, либо нет.
mir_mag
Jul. 10th, 2016 05:06 pm (UTC)
Re: Поколения на самом деле размыты.
а совпадает. на истребителях точно достаточно
detonator666
Jul. 10th, 2016 05:16 pm (UTC)
Re: Поколения на самом деле размыты.
Конечно, в авиационных державах самолёт строится "вокруг" двигателя. Но и тут вопрос весьма спорный. Взять тот же "Еврофайтер" , параметры движка которого ушли далеко вперёд наших Р-33 и Ал-31Ф, однако, сам самолёт так и не стал представителем поколения 5. Всё относительно, особенно, когда речь идёт о развивающихся авиационных державах. Тут, лично я выделил бы фактор ресурса и ПО, обеспечивающих самолёту/двигателю превосходные характеристики.
mir_mag
Jul. 10th, 2016 05:20 pm (UTC)
Re: Поколения на самом деле размыты.
нууу.... по ПО отставали всегда. А по температурам нет))
detonator666
Jul. 10th, 2016 05:27 pm (UTC)
Re: Поколения на самом деле размыты.
Хрен зна... Я слежу за авиционной тематикой с конца 80-ых и у меня имеется эксклюзивная литература.
Да, согласен, иной раз мерятся этими самыми температурами перед КС, как мерятся гениталиями в миллиметрах. Однако, надо понимать, что эти самые температуры говорят, скорее о технологическом превосходстве производителя, нежели превосходстве конечного продукта, т.е. истребителя.
mir_mag
Jul. 10th, 2016 05:29 pm (UTC)
Re: Поколения на самом деле размыты.
я все прекрасно понимаю.
слежу со середины 80-х после предметов -Теория АД, Автоматические системы управления, Конструкция АД)))
На момент 87 года нам официально преподы говорили что по автоматике отстаем)))
detonator666
Jul. 10th, 2016 05:46 pm (UTC)
Re: Поколения на самом деле размыты.
АК тоже по точности стрельбы проигрывает М-4, однако ж...

Сложный и многовекторный вопрос.

Я вспоминаю статью, где говорилось о том, что Пермяки обратились к Прогрессовцам (Укр) за реализацией КНД для ПД-14. Вроде бы... Всего лишь КНД... Однако, обладающие бОльшим опытом разработки и производства низкоэмиссионных движков, Прогрессовцы умудрились добавить 10-12% КПД к движку. Это же просто сумасшедшая цифра, при нынешних-то технологиях разработки и расчёта!
vladimir_krm
Jul. 10th, 2016 04:58 pm (UTC)
Рамм - военный психолог, ни разу не авиатор, и отзываются, к тому же, о нём не слишком хорошо, мягко сказать:
http://twower.livejournal.com/478122.html
http://twower.livejournal.com/478761.html

//Ведь даже самые современные мощные лазеры имеют КПД где-то на уровне 33%. А две трети затраченной энергии превращаются в избыточное тепло, которое ещё более усложняет проблему малозаметности и остро ставит вопрос распределения тепловой нагрузки.

Лучше бы об энергетике подумал: чем на истребителе его кормить? "Мощным аккумулятором"? :)

Остальное комментировать лень. А заявления что США, что Михайлова относятся к информационной войне. Ни нам, ни Рамму никто правды не скажет.
mir_mag
Jul. 10th, 2016 04:59 pm (UTC)
Я ж написал -попса))).
Сергей Фомин
Jul. 10th, 2016 05:10 pm (UTC)
Очередной распил бюджетных денег.
mir_mag
Jul. 10th, 2016 05:11 pm (UTC)
как всегда. с 10-х годов прошлого века пилят. с ильи муромца
Сергей Фомин
Jul. 10th, 2016 06:35 pm (UTC)
Иронизируете?
Где массовое пр-во и поставки в войска самолётов 5 поколения?
Вам знаком Миг-41?

Зачем все эти дорогущие леталки,если их оставить на Земле можно разбомбив ВПП,а летают они только с бетонки,или сжечь всю электронику ядерным взрывом?

Где самолёты с взлётом-посодкой на грунт ,нагрузкой 2-3 тонны и тросово-бустерным упрвлением,дешёвые и в кол-ве 100 тыщ штук?
Эдакий авиакалашников?
Зачем все эти электронные монстры с сомнительными боевыми качествами и безумным бюджетом?

Это я пошутил так,не обижайтесь...
mir_mag
Jul. 10th, 2016 06:37 pm (UTC)
что меня касается , то если бы к примеру сохраняли на базах хранения что нибудь вроде МиГ-27 , тоя был бы рад
maikcg
Jul. 10th, 2016 05:50 pm (UTC)
Ну все, можно спать спокойно раз F-X с боевым лазером. Его и Миг-21 уделает :D
(Deleted comment)
mir_mag
Jul. 10th, 2016 06:38 pm (UTC)
1. нас так учили (С) - у меня специализация по МиГ-25.
2.Попса как есть. Но вреда не вижу.
(Deleted comment)
mir_mag
Jul. 10th, 2016 08:14 pm (UTC)
Паша. Повторяю - мое отделение по нему специализировалось.Стажировка г.Щучин -отдельный разведполк - там вообще разведэскадрилья без вооружения была..
Там движок второго поколения 15 б -300. температура перед турбиной 1360 , если мне не изменяет память. самолет пишут и туда и туда. но нам его конкретно давали как второе поколение.

Edited at 2016-07-10 08:22 pm (UTC)
(Deleted comment)
mir_mag
Jul. 10th, 2016 08:28 pm (UTC)
а движок второго)))
третье уже миг-23 ,Су-17, Ту-22мз, 4 это МиГ-31 ,Миг29,су-27,ту-160.
это все условно , но давали именно так
(Deleted comment)
mir_mag
Jul. 10th, 2016 08:34 pm (UTC)
я ж написал -четвертого
(Deleted comment)
mir_mag
Jul. 10th, 2016 08:40 pm (UTC)
читаю
4 это МиГ-31 ,Миг29,су-27,ту-160

давай)))
mir_mag
Jul. 10th, 2016 08:36 pm (UTC)
не-не путаю. по системам он тоже скорее второе поколение чем третье. по планеру так может и 4-е -опередил время)))
edinoross_ept
Jul. 10th, 2016 11:04 pm (UTC)
35 лет назад
Ту-2000 в варианте МВКС имел бы стартовый вес 260 тонн,
высоту полета более 60 км и скорость от М=15 до М=25 (орбитальная скорость).
( 29 comments — Leave a comment )

Profile

mir_mag
mir_mag

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com