?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Отрывок из документальной повести.
Думаю, к месту и многие технические особенности описаны вполне доступным языком. Ежели что-то непонятно - спрашивайте.

– Режим взлетный, держать РУД!
Включены фары и часы. Пошло время.
– Скорость растет!
– Режим взлетный, параметры в норме, РУД держу!
Застучали стыки бетонных плит, быстрее, быстрее…
– Сто шестьдесят! Сто восемьдесят! Двести! Двести двадцать! Двести сорок! Рубеж!
– Продолжаем взлет!
– Двести шестьдесят! Двести семьдесят! Подъем!
Штурвал на себя, взгляд на авиагоризонт. Машина энергично задирает нос и плотно ложится на поток. Тишина под полом. Только глухо грохочут раскрученные колеса передней ноги.
– Безопасная! Десять метров!
– Шасси убрать!
– Пятьдесят метров!
– Фары выключить, убрать!
– Шасси убираются, – грохот и стук замков. – Шасси убраны!
– Фары убраны! Высота сто двадцать, скорость триста тридцать!
– Закрылки пятнадцать!
– Убираю пятнадцать!
– Закрылки ноль!
– Закрылки убираются синхронно, стабилизатор перекладывается правильно, предкрылки убираются! Механизация убрана!
– Режим номинал!
– Круг установлен! Разворот на курс 323! Показания авиагоризонтов одинаковые!
– Красноярск-круг, 85417, взлет, правым, Михайловка.
Начался полет.
Все это заняло полторы минуты. И это – все, что услышал бы находящийся в кабине наблюдатель.
А вот что чувствую и делаю в это время я – капитан, пилотирующий самолет.
Плавно отпустив тормоза, я слежу, как самолет выдерживает направление. Обычно боковой ветер начинает разворачивать самолет, а я отклоняю противоположную педаль и удерживаю машину, не давая ей развернуться против ветра. Ось полосы пилот всегда старается держать, фигурально выражаясь, между ног. Если машина рыскнет против ветра так, что отклонения педалей не хватит, можно чуть нажать тормозную педальку. Но обычно со скорости 160 уже эффективен руль направления, поэтому ботинки снимаются с тормозных педалек и опускаются каблуками на пол, в полетное положение.
В это время двигатели выходят на взлетный режим, и бортинженер докладывает, что с двигателями все в порядке и он удерживает рычаги управления двигателями от самопроизвольного отхода назад. Бывало, от вибрации и ускорения они отходили; теперь за этим следят.
По мере роста скорости, которую громко отсчитывает штурман, движения педалей все мельче и мельче. Взгляд на далекий горизонт: так легче удержать направление на разбеге.
Боковой ветер требует энергичного отрыва самолета, чтобы случайно не понесло вбок и повторно не стукнуться о бетон с боковой нагрузкой.
Рубеж. Это расчетная скорость, определяющая последнюю возможность остановиться в пределах полосы в случае отказа двигателя. Но у нас все двигатели работают нормально, поэтому взлет продолжаем.
Подъем. Штурвал энергично берется на себя, и нос поднимается настолько, чтобы увеличившаяся от изменения угла атаки подъемная сила потащила машину вверх.
Обычно я чуть выжидаю, еще секунду, чтобы поднять машину с гарантией. Потому что здесь поджидают несколько возможных неприятностей.
Самолет может быть перегружен – ошиблись на складе и загрузили чуть побольше груза. На этот случай лишняя секунда – это несколько лишних километров в час, дополнительная подъемная сила.
Или груз могут так неудачно расположить в багажниках, что большая часть его будет впереди – так называемая передняя центровка. Тяжелый нос тяжелее поднимать. Лишняя скорость – большая эффективность руля высоты.
Но отрыв на большой скорости опасен для колес: центробежные силы при слишком быстром вращении могут разорвать шины. Так что приходится бросить взгляд на прибор скорости и не задерживать подъем.
И еще одна опасность подстерегает нерадивый экипаж. Если забыли выпустить закрылки перед взлетом. Закрылки значительно сокращают длину разбега, позволяя на меньшей скорости, чем с «чистым» крылом, отделить машину от бетона. И если их забыли выпустить, то машина на рассчитанной для выпущенных закрылков скорости не оторвется: не хватит ей подъемной силы. Надо разгоняться дальше, чтобы достичь расчетной скорости отрыва для «чистого» крыла, а полоса-то кончается…
Были катастрофы. Резко рванув штурвал на себя и не дождавшись отрыва, пилот продолжал тянуть штурвал и дальше, как у нас говорят, «до пупа», создавая машине угол атаки, значительно больший, чем разрешено. На этом угле самолет хоть и развивал кратковременно подъемную силу, равную весу, но лететь не мог и сваливался. Это называется «подрыв».
На самолетах стали устанавливать сигнализацию, предупреждающую о том, что механизация крыла не выпущена во взлетное положение. Но опытный летчик перед взлетом обязательно бросит взгляд на указатель и убедится, что закрылки выпущены, а значит, по команде «подъем» можно смело брать штурвал на себя и машина пойдет вверх.
Оторвались. Бешеная мощь двигателей уносит самолет вверх и разгоняет скорость до безопасной. Безопасная – минимальная скорость, на которой эффективности рулей хватает для управления машиной, если вдруг откажет один двигатель; на этой скорости нужно скорее отойти от земли. До большей скорости при определенных условиях (жара, высокогорный аэродром) машина с отказавшим двигателем может попросту не разогнаться – не хватит мощности.
Но когда работают все двигатели, мощности хватает с избытком, и скорость нарастает так быстро, что только успевай. Как только машина оторвалась, на высоте не ниже 5 метров убираются шасси. Тут же, на высоте 50 метров, убираются выпускные фары: на скорости более 340 их может повредить поток.
Пока идут все эти манипуляции, я по авиагоризонту фиксирую угол тангажа, слежу за скоростью и вариометром и краем глаза замечаю погасание красных лампочек сигнализации шасси.
А скорость растет, приходится увеличивать угол тангажа, задирая нос; вариометр показывает набор высоты по 15 метров в секунду… не передрать бы. Подходит высота 120 метров – начало уборки закрылков. Эта операция сопровождается падением подъемной силы, и надо так распорядиться ростом скорости, чтобы компенсировать это падение. Кроме того, надо еще и подтянуть штурвал, чтобы избежать просадки, но не потерять скорость при втором этапе уборки закрылков – с 15 градусов до ноля. За время уборки до ноля надо разогнать машину до безопасной скорости с «чистым» крылом – 400 километров в час. И на все это уходит секунд пятнадцать.
Все эти движения штурвалом туда-сюда искривляют траекторию полета и напрягают желудки пассажиров. Надо делать все уверенно, вовремя и плавно.
Механизация убрана, но еще мигает табло уборки предкрылков; надо не выскочить за предел скорости по прочности предкрылков – 450, пока табло не погаснет.
Пора снять напряжение с двигателей и установить им щадящий, номинальный режим. На номинале и будем набирать высоту до самого эшелона
http://modernlib.ru/books/ershov_vasiliy_vasilevich/razdumya_ezdovogo_psa/read
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 44 comments — Leave a comment )
al_firsov
Jan. 10th, 2017 12:21 pm (UTC)
Интересно, что думает этот пилот про версию сочинской гибели ТУ-154.
mir_mag
Jan. 10th, 2017 12:22 pm (UTC)
не знаю . напишите ему.спросите.
e_pipe
Jan. 10th, 2017 12:50 pm (UTC)
Ух! Спасибо. Можно в "иженеринг-ру" переслать?
mir_mag
Jan. 10th, 2017 12:52 pm (UTC)
конечно. Ершова вообще полдезно читать
(no subject) - asharky - Jan. 10th, 2017 02:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eternity_scout - Jan. 10th, 2017 02:39 pm (UTC) - Expand
Сергей Валов
Jan. 10th, 2017 01:33 pm (UTC)
А Вы не в курсе, издавался ли Ершов, и если да, то когда?
mir_mag
Jan. 10th, 2017 01:39 pm (UTC)
издавался.У меня есть и на бумаге его книги где то.
в нете есть данные по его книгам и персональный сайт со статьями и перечнем книг
(no subject) - Сергей Валов - Jan. 10th, 2017 02:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mir_mag - Jan. 10th, 2017 02:43 pm (UTC) - Expand
xzztop
Jan. 10th, 2017 01:56 pm (UTC)

Спасибо за книгу!

mir_mag
Jan. 10th, 2017 01:59 pm (UTC)
Это Василию Васильевичу))
well_p
Jan. 10th, 2017 02:09 pm (UTC)
Кому нужна правда ? Она скучна и неинтересна. А людям плевать на жертвы. Им нужно развлечение и цель, на которую можно будет выплеснуть свои комплексы и стрессы.
turbinist_t3
Jan. 10th, 2017 02:19 pm (UTC)
85417 Ту-154Б-2
livejournal
Jan. 10th, 2017 04:31 pm (UTC)
Взлет на Ту-154
Пользователь e_pipe сослался на вашу запись в своей записи «Взлет на Ту-154» в контексте: [...] Оригинал взят у в Ершов. Раздумья ездового пса. Взлет на Ту-154 [...]
signor_antonio
Jan. 10th, 2017 05:09 pm (UTC)
Василий Васильевич ведь жив на текущий момент. Он вот тут вообще про 154-й интервью дал, 26.12.16:
https://www.gazeta.ru/science/2016/12/26_a_10450295.shtml#page4

Но мнения своего не высказал
mir_mag
Jan. 10th, 2017 05:12 pm (UTC)
потому что он специалист. поэтому и не высказал))
zepp7_7_7
Jan. 10th, 2017 06:20 pm (UTC)
"До большей скорости при определенных условиях (жара, высокогорный аэродром)" ©
когда-то нас учили , шо в горах и над водными преградами точку прицеливания надо брать выше. баллистика же является частью аэродинамики ?
mir_mag
Jan. 10th, 2017 06:53 pm (UTC)
в горах разряжение. на море прижимная сила (вроде так помню) -разное действие
(no subject) - zepp7_7_7 - Jan. 10th, 2017 07:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mir_mag - Jan. 10th, 2017 07:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zepp7_7_7 - Jan. 10th, 2017 07:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mir_mag - Jan. 10th, 2017 08:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zepp7_7_7 - Jan. 10th, 2017 08:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mir_mag - Jan. 10th, 2017 08:21 pm (UTC) - Expand
ats_nik
Jan. 10th, 2017 06:21 pm (UTC)
Ух ты, как классно!
Спасибо! Буду качать и читать)))
Помню, как кайфовал в детстве от книг Галлая и Шелеста. Почитаешь и словно по небу полетал))
mir_mag
Jan. 10th, 2017 06:51 pm (UTC)
ну еще пепеляева про корею можно
(no subject) - e_pipe - Jan. 10th, 2017 07:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mir_mag - Jan. 10th, 2017 07:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - e_pipe - Jan. 10th, 2017 07:48 pm (UTC) - Expand
edinoross_ept
Jan. 10th, 2017 09:58 pm (UTC)
Зачем гадать?
Мы не имеем инфы, пусть пройдет расследование и все встанет на свои места.
livejournal
Jan. 12th, 2017 11:21 am (UTC)
Ершов. Раздумья ездового пса. Взлет на Ту-154
Пользователь konstolkh2016 сослался на вашу запись в своей записи «Ершов. Раздумья ездового пса. Взлет на Ту-154» в контексте: [...] Оригинал взят у в Ершов. Раздумья ездового пса. Взлет на Ту-154 [...]
(Anonymous)
Jan. 12th, 2017 11:25 am (UTC)
Техническое
Привет!

Пишу вот по какому поводу. Где-то час назад перепощивал с Путинслил последний материал про Сирию (с таблицей наших успехов). И как только заслал окончательно в своем ЖЖ, пост встал на странице, так сразу начали картинки крутиться - цепанул вирус. С вирусом-то я разобрался, но вот сообщаю.
Возможно, цепанул где ранее, я перед этим и в другие места заходил. Но картинки стали крутиться буквально сразу после размещения этого поста на моей странице, так что я счел нужным предупредить, мало ли у камрадов, у кого антивирус слабый (у меня аваст с этим не справляется), проблемы такие же могут появиться.


mir_mag
Jan. 12th, 2017 12:35 pm (UTC)
Re: Техническое
спасибо за информацию
proshka_tjubik
Jan. 12th, 2017 04:45 pm (UTC)
Если бы экипаж действовал по-ершовски при выходе из аэропорта Адлер, то аварии не произошло бы.
К аварии привели малый, или отсутствовавший, опыт полётов с номинальной загрузкой и низкая исполнительская дисциплина экипажа, неумение действовать в критической ситуации.
Ошибку установки закрылок в 0 и не убранные шасси, надо было исправлять одновременной уборкой шасси и выпуском закрылок в 15, уменьшением угла атаки и использованием запаса тяги, контролем высоты по радиовысотомеру.
Потеря высоты с 250 до 30 была не страшна вследствие увеличения подъёмной силы за счёт нарастания экранного эффекта. Но был увеличен угол атаки, что привело к подхвату подъёмной силой фюзеляжа и сваливанию.
На скорости свыше 100м/сек судно коснулось воды кормой, часть фюзеляжа с оперением и силовой установкой отломилась, остальной фюзеляж получил вращательный момент и произошёл удар о воду с дополнительным приращением скорости. При таком ударе оболочка фюзеляжа распадается на фрагменты, которые разлетаются на большой площади.

mir_mag
Jan. 12th, 2017 05:07 pm (UTC)
теория. На 30 метрах нет никакого экранного эффекта."низкая исполнительная дисциполина"- это что ? в данном случае.
Вы написали "номинальная загрузка -это что " ?
Что Вы знаете про налет и допуски ?
Кто вам сказал что шасси не были убраны ?
"подхват подъемной силы" - что за термин ? И т.д.


Edited at 2017-01-12 05:10 pm (UTC)
(no subject) - proshka_tjubik - Jan. 12th, 2017 06:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mir_mag - Jan. 12th, 2017 06:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - proshka_tjubik - Jan. 12th, 2017 07:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mir_mag - Jan. 12th, 2017 07:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - proshka_tjubik - Jan. 12th, 2017 09:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - subudaybator - Jan. 13th, 2017 05:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - proshka_tjubik - Jan. 13th, 2017 08:11 pm (UTC) - Expand
livejournal
Jan. 22nd, 2017 06:09 am (UTC)
Взлет на Ту-154
Пользователь metanymous сослался на вашу запись в своей записи «Взлет на Ту-154» в контексте: [...] нал взят у в Ершов. Раздумья ездового пса. Взлет на Ту-154 [...]
( 44 comments — Leave a comment )

Profile

mir_mag
mir_mag

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com