?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry




Принято считать, что последним покинул Афганистан 15 февраля 1989 года командующий Ограниченным контингентом советских войск генерал Борис Громов. Но и после вывода войск в стране "за речкой" оставались "шурави" - военные советники, специалисты, работники посольства. В апреле 1992 года лишившееся поддержки распавшегося СССР правительство Наджибуллы было свергнуто талибами. Обстановка в Кабуле резко обострилась. Дошло до того, что моджахеды стали периодически обстреливать российское посольство, подвергая его сотрудников смертельной опасности.

После того как летом от разорвавшихся на территории дипмиссии мин погибло двое сотрудников, в Москве приняли решение о срочной эвакуации всего персонала. Выполнить задачу государственной важности министр обороны Павел Грачев поручил командиру военно-транспортного авиационного полка, базирующегося под Новгородом, полковнику Евгению Зеленову.

- Трех самолетов Ил-76 было достаточно, чтобы забрать всех. Из опытных летчиков сформировал экипажи. И вылетели к границе, на один из узбекских аэродромов в ожидании время "Ч", - погружается в воспоминания Евгений Алексеевич во время нашей беседы на авиабазе в Мачулищах. - Мы ждали команды из Москвы. И вот нам сообщили, что достигнута договоренность с талибами о временном прекращении огня в районе кабульского аэропорта 28 августа. Утром мы взяли курс на афганскую столицу. Подлетели и зашли на посадку без какой-либо связи с наземными службами, без метеообеспечения.

Я сел первым. С интервалом в 22 и 35 минут посадили Илы мои подчиненные. Вырулили на стоянку, встретились с представителями российского посольства. От них узнали, что необходимо также эвакуировать дипломатов из Индии, Индонезии, Китая и Монголии, находившихся в аэропорту. Не теряя времени стали грузиться.

У меня на борту полсотни людей было. Я уже начал разбег по взлетно-посадочной полосе (а она в Кабуле всего 3,5 километра), как внезапно начался обстрел аэродрома минами и реактивными снарядами.
Набирая высоту, заметил, что загорелось крыло самолета майора Мельникова. Командир второго экипажа, Толя Копыркин, этого не видел, так как готовился к взлету. "Мельникова выручай, он горит!" - скомандовал ему. Подрулив к горевшему Илу, Копыркин под огнем забрал экипаж подбитой машины, дипломатов, а также десяток десантников, прилетевших с нами в качестве боевой охраны. И заново начал разбег.

Как потом выяснится, из 20 колес шасси целыми остались только два, так что взлетать пришлось на голых дисках.

"Господи, помоги ему", - неустанно повторял я, до боли сжав штурвал. Уже у самой кромки полосы "разутый" и перегруженный самолет едва оторвался от земли...

Но взлететь даже в такой экстремальной ситуации оказалось все-таки проще, чем сесть. Приближаясь к узбекскому аэродрому Какайды, полковник Зеленов вызвал аварийно-спасательные службы. До последнего они с Копыркиным обсуждали: как сажать переполненный Ил-76 - на "брюхо" или все-таки на шасси, точнее, на почти отсутствующие колеса. Выбрали второй вариант.

Копыркин сделал пробный заход над аэродромом. Зеленов, приземлившийся первым, спокойным голосом вселял уверенность в действия подчиненного: "Толя, у тебя все получится. Выравнивай машину и плавно садись по центру полосы".

Больше команд он не отдавал, чтобы не отвлекать внимание летчика. Теперь все зависело от Копыркина, его профессионализма, точного расчета, самообладания. И опытный пилот сотворил чудо, которому удивились даже конструкторы из фирмы Ильюшина, увидевшие шасси с ошметками резины. Коснувшись бетонки, тяжелый Ил-76 покатился по полосе, гремя раскаленными дисками. Наконец он остановился, а из-под остатков колес от сильного трения повалил дым... Никто из пассажиров не пострадал. Многие дипломаты, выйдя из аварийного самолета, не стесняясь целовали землю и крепко обнимали российских летчиков - своих спасителей.

- Мы уже на пенсии, а наш "Ильюша", как я недавно узнал, до сих пор летает. Такой вот солидный запас прочности у военно-транспортной авиации, - с гордостью заметил Евгений Алексеевич.

Указом Президента Российской Федерации от 15 января 1993 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания по эвакуации свыше сотни российских граждан и сотрудников иностранных миссий, Евгению Зеленову и Анатолию Копыркину присвоено звание Героя Российской Федерации. Одним из первых в военно-транспортной авиации. Примечательно и другое: Золотая Звезда, врученная полковнику Зеленову Борисом Ельциным, оказалась под 13-м номером.

- Это мое любимое число, - улыбается мой собеседник, и, заметив, на моем лице недоумение, вспоминает: "В первый самостоятельный полет еще курсантом Балашовского высшего военного авиационного училища летчиков, я отправился на самолете Л-29 под с номером 13. Ребята еще предупреждали: мол, будь осторожен, все-таки с чертовой дюжиной на борту летишь. Но все тогда прошло как нельзя лучше. С тех пор я и считаю эту цифру удачной для себя".





https://vk.com/club94453405?w=wall-94453405_508


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
ruforces
Feb. 25th, 2017 09:05 am (UTC)
Последним из Кабула эвакуировали генерала Варенникова. Лично слышал об этом от командира ВДД, который последним улетал с аэродрома Кабула гораздо позже, когда официально вывели войска. Как раз из Союза пришла последняя колонна техники и бензовозов, ключи передали афганцам при работающих двигателях, солдатиков-водителей посадили на самолеты и улетели.

Edited at 2017-02-25 09:06 am (UTC)
livejournal
Feb. 25th, 2017 09:24 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal Беларуси! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
tolbino
Feb. 25th, 2017 10:49 am (UTC)
Слышал историю о том, что в начале 90-х с территории Афганистана вышли несколько сот ГРУ-шников, которых не захотели пропускать пограничники (типа вооруженные люди неизвестной ОПГ). На погранцов навели орудия танкисты-афганцы и группу пропустили, после чего командира, дважды Героя Советского Союза (это в мирное-то время, в ВОВ не участвовал) продержали полгода в "застенках КГБ", тогда контору ФСК называли. Слышал от того, кто выходил. Говорит, три года после официального вывода по горам ходили.
bakilibalasi
Feb. 25th, 2017 12:05 pm (UTC)
Здесь что, флешмоб - бред в комментариях постить?

Edited at 2017-02-25 12:06 pm (UTC)
livejournal
Feb. 25th, 2017 02:54 pm (UTC)
Миссия в Кабуле: как спасали дипломатов.
Пользователь rimmir сослался на вашу запись в своей записи «Миссия в Кабуле: как спасали дипломатов.» в контексте: [...] нал взят у в Миссия в Кабуле: как спасали дипломатов. [...]
tolik3076
Feb. 25th, 2017 08:39 pm (UTC)
настоящие Герои
...обидно, только, кидают вояк и ментов всегда ...гнилое однако гос-во у нас.

П.с. у нас вчера ан-30 "смотрел чего то" а потом ми-8 рыскала, а до них сушка прошла.. вообщем шевеление
livejournal
Feb. 26th, 2017 08:13 am (UTC)
Миссия в Кабуле: как спасали дипломатов.
Пользователь konstolkh2016 сослался на вашу запись в своей записи «Миссия в Кабуле: как спасали дипломатов.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Миссия в Кабуле: как спасали дипломатов. [...]
livejournal
Feb. 26th, 2017 12:05 pm (UTC)
BY : Вся Беларусь : Лучшие посты за вчера
Пользователь ljrobot сослался на вашу запись в своей записи «BY : Вся Беларусь : Лучшие посты за вчера» в контексте: [...] проводились здесь частями НКВД в конце 1930-начале 1940... Миссия в Кабуле: как спасали дипломатов. [...]
livejournal
Feb. 26th, 2017 02:32 pm (UTC)
Миссия в Кабуле: как спасали дипломатов.
Пользователь reamker сослался на вашу запись в своей записи «Миссия в Кабуле: как спасали дипломатов.» в контексте: [...] нал взят у в Миссия в Кабуле: как спасали дипломатов. [...]
( 9 comments — Leave a comment )

Profile

mir_mag
mir_mag

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com